Ангуттара-никая AN4.162
AN4.162 ""
[Благословенный сказал]: «Монахи, есть четыре вида практики. Какие четыре?
- Болезненная практика с медленным прямым знанием.
- Болезненная практика с быстрым прямым знанием.
- Приятная практика с медленным прямым знанием.
- Приятная практика с быстрым прямым знанием.
(1) И что такое, монахи, болезненная практика с медленным прямым знанием? Вот некий человек по природе имеет сильную склонность к жажде и часто испытывает боль и уныние из-за жажды. По природе он имеет сильную склонность к злобе и часто испытывает боль и уныние из-за злобы. По природе он имеет сильную склонность к заблуждению и часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения. Эти пять качеств возникают в нём немощно: - качество веры,
- качество усердия,
- качество осознанности,
- качество сосредоточения,
- качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного[1] условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой с медленным прямым знанием. (2) И что такое болезненная практика с быстрым прямым знанием? Вот некий человек по природе имеет сильную склонность к жажде… злобе… заблуждению и часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения. Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры… мудрости. Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой с быстрым прямым знанием. (3) И что такое приятная практика с медленным прямым знанием? Вот некий человек по природе не имеет сильной склонности к жажде и не часто испытывает боль и уныние из-за жажды. По природе он не имеет сильной склонности к злобе и не часто испытывает боль и уныние из-за злобы. По природе он не имеет сильной склонности к заблуждению и не часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения. Эти пять качеств возникают в нём немощно: качество веры… мудрости. Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется приятной практикой с медленным прямым знанием. (4) И что такое приятная практика с быстрым прямым знанием? Вот некий человек по природе не имеет сильной склонности к жажде... злобе… заблуждению и не часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения. Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры… мудрости. Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется приятной практикой с быстрым прямым знанием. Таковы, монахи, четыре вида практики».
-
[1] Речь идёт об условиях/состоянии, при котором тут же происходит уничтожение умственных загрязнений.
(1) И что такое, монахи, болезненная практика с медленным прямым знанием? Вот некий человек по природе имеет сильную склонность к жажде и часто испытывает боль и уныние из-за жажды. По природе он имеет сильную склонность к злобе и часто испытывает боль и уныние из-за злобы. По природе он имеет сильную склонность к заблуждению и часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения.
Эти пять качеств возникают в нём немощно:
- качество веры,
- качество усердия,
- качество осознанности,
- качество сосредоточения,
- качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного[1] условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой с медленным прямым знанием.
-
[1] Речь идёт об условиях/состоянии, при котором тут же происходит уничтожение умственных загрязнений.
(2) И что такое болезненная практика с быстрым прямым знанием? Вот некий человек по природе имеет сильную склонность к жажде… злобе… заблуждению и часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения.
Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры… мудрости.
Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется болезненной практикой с быстрым прямым знанием.
(3) И что такое приятная практика с медленным прямым знанием? Вот некий человек по природе не имеет сильной склонности к жажде и не часто испытывает боль и уныние из-за жажды. По природе он не имеет сильной склонности к злобе и не часто испытывает боль и уныние из-за злобы. По природе он не имеет сильной склонности к заблуждению и не часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения.
Эти пять качеств возникают в нём немощно: качество веры… мудрости.
Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он медленно достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется приятной практикой с медленным прямым знанием.
(4) И что такое приятная практика с быстрым прямым знанием? Вот некий человек по природе не имеет сильной склонности к жажде... злобе… заблуждению и не часто испытывает боль и уныние из-за заблуждения.
Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры… мудрости.
Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он быстро достигает непосредственного условия для уничтожения пятен [загрязнений ума]. Вот что называется приятной практикой с быстрым прямым знанием.
Таковы, монахи, четыре вида практики».