Ангуттара-никая AN4.175
AN4.175 ""
И тогда Достопочтенный Упавана подошёл к Достопочтенному Сарипутте и обменялся с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями он сел рядом и спросил Достопочтенного Сарипутту: (1) «Друг Сарипутта, создателем конца становятся посредством знания?»[1]. «Не так оно, друг». (2) «В таком случае, создателем конца становятся посредством поведения?» «Не так оно, друг». (3) «Так значит, создателем конца становятся посредством знания и поведения?» «Не так оно, друг». (4) «Выходит, что создателем конца становятся каким-то иным образом, помимо знания и поведения?» «Не так оно, друг». «Будучи спрошенным: «Друг Сарипутта, создателем конца становятся посредством знания?» – ты говоришь: «Не так оно, друг». А будучи спрошенным: «…посредством поведения? …знания и поведения? …иным образом, помимо знания и поведения?» – ты [каждый раз также] говоришь: «Не так оно, друг». Так каким же образом становятся создателем конца?» «Если, друг, кто-либо мог бы стать создателем конца посредством знания, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца посредством поведения, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца посредством знания и поведения, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца каким-то иным образом, помимо знания и поведения, то тогда [необученный] заурядный человек был бы создателем конца, ведь [необученный] заурядный человек лишён знания и поведения. Друг, тот, кто не совершенен в поведении, не знает и не видит вещей в соответствии с действительностью. Тот, кто совершенен в поведении, тот знает и видит вещи в соответствии с действительностью. Зная и видя вещи в соответствии с действительностью, он становится создателем конца».
-
[1] Комментарий поясняет, что речь идёт о том, кто прекращает сансару (т.е. об араханте).
(1) «Друг Сарипутта, создателем конца становятся посредством знания?»[1].
-
[1] Комментарий поясняет, что речь идёт о том, кто прекращает сансару (т.е. об араханте).
«Не так оно, друг».
(2) «В таком случае, создателем конца становятся посредством поведения?»
«Не так оно, друг».
(3) «Так значит, создателем конца становятся посредством знания и поведения?»
«Не так оно, друг».
(4) «Выходит, что создателем конца становятся каким-то иным образом, помимо знания и поведения?»
«Не так оно, друг».
«Будучи спрошенным: «Друг Сарипутта, создателем конца становятся посредством знания?» – ты говоришь: «Не так оно, друг». А будучи спрошенным: «…посредством поведения? …знания и поведения? …иным образом, помимо знания и поведения?» – ты [каждый раз также] говоришь: «Не так оно, друг». Так каким же образом становятся создателем конца?»
«Если, друг, кто-либо мог бы стать создателем конца посредством знания, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца посредством поведения, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца посредством знания и поведения, то тогда даже тот, кто всё ещё цепляется, мог бы стать создателем конца. Если кто-либо мог бы стать создателем конца каким-то иным образом, помимо знания и поведения, то тогда [необученный] заурядный человек был бы создателем конца, ведь [необученный] заурядный человек лишён знания и поведения.
Друг, тот, кто не совершенен в поведении, не знает и не видит вещей в соответствии с действительностью. Тот, кто совершенен в поведении, тот знает и видит вещи в соответствии с действительностью. Зная и видя вещи в соответствии с действительностью, он становится создателем конца».