Ангуттара-никая AN4.62

AN4.62 ""

Перевод: Сергей Тюлин (SV) Источник

И тогда домохозяин Анатхапиндика отправился к Благословенному, поклонился ему, и сел рядом. Благословенный сказал ему: «Домохозяин, существуют эти четыре вида счастья, зависящих от времени и случая, которых может достичь мирянин, наслаждающийся чувственными удовольствиями. Какие четыре?

  • счастье владения,
  • счастье наслаждения,
  • счастье свободы от долгов,
  • счастье отсутствия порицания.
    (1) И что такое, домохозяин, счастье владения? Бывает так, что представитель клана обрёл богатство усердным старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно добытое праведное богатство. Когда он рассуждает: «Я обрёл [это] богатство усердным старанием… праведное богатство» – он переживает счастье и радость. Это называется счастьем владения. (2) И что такое счастье наслаждения? Вот, имея богатство, обретённое усердным старанием, накопленное силой собственных рук, заработанное потом и кровью – праведно добытое праведное богатство – представитель клана наслаждается [этим] своим богатством и совершает накопления заслуг. Когда он рассуждает: «Имея богатство… я наслаждаюсь [этим] своим богатством и совершаю накопления заслуг» – он переживает счастье и радость. Это называется счастьем наслаждения. (3) И что такое счастье свободы от долгов? Вот у домохозяина нет долгов по отношению к кому-либо – больших или малых. Когда он рассуждает: «У меня нет долгов по отношению к кому-либо – больших или малых» – он переживает счастье и радость. Это называется счастьем свободы от долгов. (4) И что такое счастье отсутствия порицания? Вот, домохозяин, ученик Благородных наделён безупречным телесным, словесным, и умственным действием. Когда он думает: «Я наделён безупречным телесным, словесным, и умственным действием» – он переживает счастье и радость. Это называется счастьем отсутствия порицания. Таковы четыре вида счастья, зависящих от времени и случая, которых может достичь мирянин, наслаждающийся чувственными удовольствиями». [И далее он добавил]:
    «Когда познал ты счастье от отсутствия долгов,
    То стоит вспомнить счастье от владения.
    И наслаждаясь счастьем наслаждения,
    Смертный увидит вещи мудростью своею.
    Увидев эти вещи в ясном свете,
    Мудрец узнает оба вида счастья[1].
    Одной шестнадцатой ведь первое не стоит
    Блаженства от отсутствия упрёков».
  1. [1] Комментарий поясняет, что эти четыре вида счастья можно разделить на две группы – первые три вида и последний четвёртый вид. При этом первые три вместе взятых вида счастья не стоят и одной шестнадцатой счастья от отсутствия порицания и упрёков.

«Домохозяин, существуют эти четыре вида счастья, зависящих от времени и случая, которых может достичь мирянин, наслаждающийся чувственными удовольствиями. Какие четыре?

  • счастье владения,
    • счастье наслаждения,
    • счастье свободы от долгов,
    • счастье отсутствия порицания.

(1) И что такое, домохозяин, счастье владения? Бывает так, что представитель клана обрёл богатство усердным старанием, накопил силой своих рук, заработал потом и кровью – праведно добытое праведное богатство. Когда он рассуждает: «Я обрёл [это] богатство усердным старанием… праведное богатство» – он переживает счастье и радость. Это называется счастьем владения.

(2) И что такое счастье наслаждения? Вот, имея богатство, обретённое усердным старанием, накопленное силой собственных рук, заработанное потом и кровью – праведно добытое праведное богатство – представитель клана наслаждается [этим] своим богатством и совершает накопления заслуг. Когда он рассуждает: «Имея богатство… я наслаждаюсь [этим] своим богатством и совершаю накопления заслуг» – он переживает счастье и радость. Это называется счастьем наслаждения.

(3) И что такое счастье свободы от долгов? Вот у домохозяина нет долгов по отношению к кому-либо – больших или малых. Когда он рассуждает: «У меня нет долгов по отношению к кому-либо – больших или малых» – он переживает счастье и радость. Это называется счастьем свободы от долгов.

(4) И что такое счастье отсутствия порицания? Вот, домохозяин, ученик Благородных наделён безупречным телесным, словесным, и умственным действием. Когда он думает: «Я наделён безупречным телесным, словесным, и умственным действием» – он переживает счастье и радость. Это называется счастьем отсутствия порицания.

Таковы четыре вида счастья, зависящих от времени и случая, которых может достичь мирянин, наслаждающийся чувственными удовольствиями». [И далее он добавил]:

«Когда познал ты счастье от отсутствия долгов,
То стоит вспомнить счастье от владения.
И наслаждаясь счастьем наслаждения,
Смертный увидит вещи мудростью своею.

Увидев эти вещи в ясном свете,
Мудрец узнает оба вида счастья[1].
Одной шестнадцатой ведь первое не стоит
Блаженства от отсутствия упрёков».

  1. [1] Комментарий поясняет, что эти четыре вида счастья можно разделить на две группы – первые три вида и последний четвёртый вид. При этом первые три вместе взятых вида счастья не стоят и одной шестнадцатой счастья от отсутствия порицания и упрёков.

ФОНД
КАНОНА
БУДДИЗМА
На русский с английского перевода Бхикку Бодхи, Сергей SV
Переключать переводы также можно при помощи нажатия клавиш 1, 2, 3 и т.д.
Все материалы на сайте, общедоступны и на них не распространяется авторское право. Их разрешено свободно воспроизводить в любой форме без разрешения авторов. Копировать, размещать на сайтах, в социальных сетях, цитировать, печатать. Это дар нашего фонда для всего человечества.