Мадджима-никая MN28
Махахаттхипадопама-сутта "Большой пример со следами слона"
Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи, в роще Джеты, в парке Анатхапиндики. Там достопочтенный Сарипутта обратился к монахам так:
– Друзья, монахи!
– Друг, – ответили они.
Достопочтенный Сарипутта сказал:
– Друзья, подобно тому как след слона покрывает след любого ходячего живого существа, и след слона считается наибольшим среди них по размеру, – точно так же и все благие качества [ума] могут быть включены в Четыре благородные истины. В какие четыре? В благородную истину о страдании... о происхождении страдания... о прекращении страдания... о пути, ведущем к прекращению страдания.
И что такое благородная истина о страдании? Рождение – это страдание; старение – страдание; смерть – страдание; печаль, стенание, боль, грусть и отчаяние – это страдание; неполучение желаемого – страдание. В общем, пять совокупностей, подверженных цеплянию, – это страдание.
И что такое пять совокупностей, подверженных цеплянию? Они таковы: совокупность материальной формы, подверженная цеплянию; совокупность чувства... совокупность восприятия... совокупность формаций... совокупность сознания, подверженная цеплянию. И что такое совокупность материальной формы, подверженная цеплянию? Это четыре великих элемента и составленная из них форма. И что это за четыре великих элемента? Это элемент земли, элемент воды, элемент огня, элемент воздуха.
Элемент земли
И что такое, друзья, элемент земли? Элемент земли может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент земли? Это всё твёрдое и прочное, цепляемое, что находится внутри себя: волосы на голове, волосы на теле, ногти, зубы, кожа, плоть, сухожилия, кости, костный мозг, почки, сердце, печень, диафрагма, селезёнка, лёгкие, толстые кишки, тонкие кишки, содержимое желудка, фекалии и всё иное, что находится внутри, твёрдое, прочное, цепляемое. Это называется внутренним элементом земли.
И внутренний, и внешний элементы земли – это лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё "я"». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, то он теряет очарованность элементом земли и делает ум беспристрастным по отношению к элементу земли.
И приходит время, когда тревожится внешний элемент воды[1], и в это время внешний элемент земли исчезает. Так что, если даже в отношении столь обширного внешнего элемента земли можно увидеть непостоянство, разрушение, исчезновение, изменение, так что же тогда в этом непродолжительном теле, цепляемом жаждой, может быть «я», «моим», «тем, каковым я являюсь»? Ничего.
-
[1] SV: Элемент (дхату) означает свойство или потенциал. Земля означает свойство твёрдости, вода – свойство сцепления, огонь – свойство тепла, воздух – свойство движения. Слово "провоцировать" на пали звучит как пакуппати и использовалось в том числе на психологическом уровне, где означало "обеспокоенный" или "раздражённый". Согласно заметке Бхиккху Бодхи, исчезновение внешнего элемента земли подразумевает такие природные катаклизмы, как землетрясения, провалы, разломы, а также времена, когда твердь земли уходит под воды океанов (вероятно, последнее и имеется в виду, когда говорится об исчезновении элемента земли из-за внешнего элемента воды).
И потому, если другие оскорбляют, бранят, ругают, изводят монаха, он понимает так: «Болезненное [умственное] чувство, рождённое контактом уха, возникло во мне. И оно зависимо, а не независимо. Зависимо от чего? Зависимо от контакта». И он видит, что контакт непостоянен, чувство непостоянно, восприятие непостоянно, формации непостоянны, сознание непостоянно. Его ум, имея своей опорой элемент[2], входит [в эту опору] и обретает уверенность, устойчивость, твёрдость.
-
[2] SV: Согласно заметке Бхиккху Бодхи, предложение имеет двоякую трактовку. Первая заключается в том, что монах имеет опорой своего ума элементы (дхату) – в данном случае ухо и звук – и рассматривает, созерцает их правильной мудростью как обусловленные и непостоянные вещи, тем самым развивая беспристрастность. Вторая трактовка заключается в том, что его основным объектом медитации является элемент земли, и он, посредством настройки ума на элемент земли, опять-таки созерцает непостоянство происходящей ситуации. В любом случае обе трактовки говорят о созерцании обусловленности возникновения в нём неприятного ощущения, полученного посредством слушания чьих-то оскорблений, – и эта практика развивает беспристрастность и мудрость, уменьшает раздражительность.
И если другие нападают на монаха нежеланными, нежелательными, неприятными способами – контактами кулаков, камней, палок, ножей – то монах понимает так: «Это [моё] тело имеет такую природу, что подвергается контактам от кулаков, камней, палок, ножей. Но вот что было сказано Благословенным в его примере с пилой[3]: «Монахи, даже если бы разбойники беспощадно отрезали вам одну часть тела за другой двуручной пилой, тот, кто зародит злой ум по отношению к ним, не будет исполнять моего учения». Поэтому неутомимое усердие будет зарождено во мне и утверждена неослабевающая осознанность, моё тело будет безмятежным и непотревоженным, ум – объединённым и сосредоточенным. И пусть теперь тело подвергается контакту [от ударов] кулаков, камней, палок, ножей, ведь [так мною] практикуется это учение будд».
-
[3] SV: Пример с пилой см. в МН 21.
Когда этот монах таким образом памятует о Будде, Дхамме, Сангхе, [но] невозмутимость, поддерживаемая благими [качествами ума], не утверждается в нём, то он зарождает чувство тревоги так: «Это потеря для меня, а не обретение; плохо для меня, а не хорошо, что, когда я таким образом памятую о Будде, Дхамме, Сангхе, невозмутимость, поддерживаемая благими [качествами ума], не утверждается во мне». Подобно невестке, которая, завидев свёкра, зарождает чувство тревоги [чтобы угодить ему], точно так же, если этот монах памятует о Будде, Дхамме, Сангхе таким способом, [но] невозмутимость, поддерживаемая благими [качествами ума], не утверждается в нём, то он зарождает чувство тревоги.
Но если, когда он памятует таким образом о Будде, Дхамме, Сангхе, невозмутимость, поддерживаемая благими [качествами ума], утверждается в нём, то он удовлетворён этим. На этом этапе, друзья, этот монах [уже] осуществил многое.
Элемент воды
И что такое, друзья, элемент воды? Элемент воды может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воды? Это всё жидкое и водянистое, цепляемое, что находится внутри: желчь, мокрота, гной, кровь, пот, жир, слёзы, кожное масло, слюна, слизь, суставная жидкость, моча и всё иное, что находится внутри, – жидкое и водянистое, цепляемое. Это называется внутренним элементом воды.
И внутренний, и внешний элементы воды – это лишь элемент воды. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё "я"». Когда кто-либо видит его таким образом правильной мудростью, то он теряет очарованность элементом воды и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воды. И приходит время, когда провоцируется внешний элемент воды, и он смывает деревни, поселения, города, местности и страны. Приходит время, когда вода в великом океане ниспадает на сто лиг, двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот лиг. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину [длины] семи пальмовых деревьев, шести пальмовых деревьев, пяти, четырёх, трёх, двух, одного пальмового дерева. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в семь саженей, шесть саженей, пять, четыре, три, два, в одну сажень. Приходит время, когда вода в великом океане имеет глубину в пол-сажени, по пояс, по колено, по лодыжку. Приходит время, когда воды в великом океане не хватает даже для того, чтобы намочить одну фалангу пальца.
Так что, если даже в отношении столь обширного внешнего элемента воды можно увидеть непостоянство, разрушение, исчезновение, изменение, так что же тогда в этом непродолжительном теле, цепляемом жаждой, может быть «я», «моим», «тем, каковым я являюсь»? Ничего.
И потому, если другие оскорбляют, бранят, ругают, изводят монаха, он понимает... На этом этапе, друзья, этот монах [уже] осуществил многое.
Элемент огня
И что такое, друзья, элемент огня? Элемент огня может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент огня? Это всё горячее и жгучее, цепляемое, что находится внутри себя: то, за счёт чего [тело] обогревается, стареет, охватывается [жаром]; и всё то, за счёт чего съеденное, выпитое, поглощённое и распробованное полностью переваривается, и всё иное, что находится внутри себя, – горячее и жгучее, цепляемое. Это называется внутренним элементом огня.
И внутренний, и внешний элементы огня – это лишь элемент огня. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё "я"». Когда кто-либо видит его таким образом правильной мудростью, то он теряет очарованность элементом огня и делает ум беспристрастным по отношению к элементу огня.
И приходит время, когда провоцируется внешний элемент огня, и он сжигает деревни, поселения, города, местности и страны. Он гаснет из-за нехватки топлива, только когда подходит к зелёной траве, к дороге, к скале, к воде, к светлой открытой местности. И приходит время, когда люди пытаются разжечь огонь даже петушиным пером или обрезками шкуры[4].
-
[4] SV: Согласно заметке достопочтенного Тханиссаро, в АН 7.46 приводится фрагмент о том, что перья и обрезки шкуры – это пример таких вещей, с помощью которых невозможно разжечь огонь. Вероятно, данный фрагмент описывал глупого человека, который, увидев другого, разводящего костёр с помощью трения палок, пытался ему подражать без понимания общего принципа розжига.
Так что если даже в отношении столь обширного внешнего элемента огня можно увидеть непостоянство, разрушение, исчезновение, изменение, так что же тогда в этом непродолжительном теле, цепляемом жаждой, может быть «я», «моим», «тем, каковым я являюсь»? Ничего.
И потому, если другие оскорбляют, бранят, ругают, изводят монаха, он понимает... На этом этапе, друзья, этот монах [уже] осуществил многое.
Элемент воздуха
И что такое, друзья, элемент воздуха? Элемент воздуха может быть либо внутренним, либо внешним. И что такое внутренний элемент воздуха? Это всё воздушное и ветреное, цепляемое, что находится внутри: восходящие ветры, нисходящие ветры, ветры в желудке, ветры в кишечнике, ветры, идущие по членам тела, вдохи и выдохи, и всё иное, что находится внутри, – воздушное и ветреное, цепляемое. Это называется внутренним элементом воздуха.
И внутренний, и внешний элементы воздуха – это лишь элемент воздуха. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё "я"». Когда кто-либо видит его таким образом правильной мудростью, то он теряет очарованность элементом воздуха и делает ум беспристрастным по отношению к элементу воздуха.
И приходит время, когда провоцируется внешний элемент воздуха, и он сдувает деревни, поселения, города, округа и страны. [Но] приходит время, когда в последний месяц жаркого сезона люди ищут ветра, используя веер или меха, и даже трава у стока соломенной крыши не колышется.
Так что если даже в отношении столь обширного внешнего элемента воздуха можно увидеть непостоянство, разрушение, исчезновение, изменение, так что же тогда в этом непродолжительном теле, цепляемом жаждой, может быть «я», «моим», «тем, каковым я являюсь»? Ничего.
И потому, если другие оскорбляют, бранят, ругают, изводят монаха, он понимает... На этом этапе, друзья, этот монах [уже] осуществил многое.
Элемент пространства
Друзья, подобно тому как в зависимости от древесины, лозы, травы и глины окружённое ими пространство называют словом «дом», так и когда пространство окружено костями, сухожилиями, мышцами и кожей, это называют «материальной формой».
Зависимое возникновение
Если, друзья, внутренне глаз не повреждён, но внешние формы не попадают в его область [обзора], а также нет соответствующей вовлечённости [ума], то тогда не возникает соответствующего типа сознания. Если внутренне глаз не повреждён и внешние формы попадают в его область [обзора], но нет соответствующей вовлечённости, то тогда не возникает соответствующего типа сознания. Но когда внутренне глаз не повреждён и внешние формы попадают в его область [обзора], и имеется соответствующая вовлечённость, то тогда возникает соответствующий тип сознания.
Материальная форма того, что таким образом возникло, относится к форме как совокупности, подверженной цеплянию. Чувство того, что таким образом возникло, относится к чувству как совокупности, подверженной цеплянию. Восприятие того, что таким образом возникло, относится к восприятию как совокупности, подверженной цеплянию. Формации того, что таким образом возникло, относятся к формациям как совокупности, подверженной цеплянию. Сознание того, что таким образом возникло, относится к сознанию как совокупности, подверженной цеплянию.
Монах понимает так: «Выходит, вот каким образом имеют место вовлечение, схождение, накопление вещей в этих пяти совокупностях, подверженных цеплянию. И вот как было сказано Благословенным: «Тот, кто видит зависимое возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, тот видит зависимое возникновение». И эти пять совокупностей, подверженные цеплянию, возникли зависимо. Желание, потакание, предпочтение, удержание, основанное на этих пяти совокупностях, подверженных цеплянию, – это возникновение страдания. Устранение желания и страсти, отбрасывание желания и страсти к этим пяти совокупностям, подверженным цеплянию, – это прекращение страдания». На этом этапе тоже, друзья, этот монах [уже] осуществил многое.
Если, друзья, внутренне ухо не повреждено…
Если, друзья, внутренне нос не повреждён…
Если, друзья, внутренне язык не повреждён…
Если, друзья, внутренне тело не повреждено…
Если, друзья, внутренне ум не повреждён, но внешние умственные феномены не попадают в его область [умственного обзора], а также нет соответствующей вовлечённости, то тогда не возникает соответствующего типа сознания. Если внутренне ум не повреждён и внешние умственные феномены попадают в его область [умственного обзора], но нет соответствующей вовлечённости, то тогда не возникает соответствующего типа сознания. Но когда внутренне ум не повреждён и умственные феномены попадают в его область [умственного обзора], и имеется соответствующая вовлечённость, то тогда возникает соответствующий тип сознания.
Материальная форма того, что таким образом возникло, относится к форме как совокупности, подверженной цеплянию. Чувство того, что таким образом возникло, относится к чувству как совокупности, подверженной цеплянию. Восприятие того, что таким образом возникло, относится к восприятию как совокупности, подверженной цеплянию. Формации того, что таким образом возникло, относятся к формациям как совокупности, подверженной цеплянию. Сознание того, что таким образом возникло, относится к сознанию как совокупности, подверженной цеплянию.
Монах понимает так: «Выходит, вот каким образом имеют место вовлечение, схождение, накопление вещей в этих пяти совокупностях, подверженных цеплянию. И вот как было сказано Благословенным: «Тот, кто видит зависимое возникновение, тот видит Дхамму; кто видит Дхамму, тот видит зависимое возникновение». И эти пять совокупностей, подверженные цеплянию, возникли зависимо. Желание, потакание, предпочтение, удержание, основанное на этих пяти совокупностях, подверженных цеплянию, – это возникновение страдания. Устранение желания и страсти, отбрасывание желания и страсти к этим пяти совокупностям, подверженным цеплянию, – это прекращение страдания». На этом этапе тоже, друзья, этот монах [уже] осуществил многое.
Так сказал достопочтенный Сарипутта. Обрадованные, монахи восхитились словами достопочтенного Сарипутты.