Саньютта-никая SN12.11
SN12.11 ""
Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. [Там он обратился к монахам]:
«Монахи, есть четыре вида питания для поддержания существ, которые уже возникли, и для содействия тем, которые собираются возникнуть[1]. Какие четыре?
-
[1] Комментарий: "которые возникли", то есть, которые родились [в том или ином мире существования]; "cобираются возникнуть" – это те, которые ищут новое существование, рождение, продуцирование".
- питание [в виде] съедобной [материальной] пищи, грубой или утончённой;
- второе – [это] контакт;
- третье – [это] умственное волевое намерение;
- четвёртое – [это] сознание.
Таковы четыре вида питания для поддержания существ, которые уже возникли, и для содействия тем, которые собираются возникнуть[2].
-
[2] Комментарий: "Питания являются условиями (паччая). Они называются питанием (ахара), потому что питают, порождают (ахаранти) свои последствия. Хотя существуют и иные условия для [поддержания жизни] существ, всё же, эти четыре особо обозначаются как питание, потому что являются особыми условиями для личностного жизненного потока. Материальная пища (еда) является особым условием для [поддержания] физического тела тех существ, которые живут на физической еде. В ментальной группе: контакт является особым условием для чувства; волевое намерение – для контакта; сознание – для имени-и-формы. Теперь, что касается их следствий. Материальная пища, как только помещена в рот, производит виды формы с питательной сущностью (это более подробно разбирается в комментариях на Абхидхамму). Питание "контакт" производит три вида чувства. Питание "волевое намерение" производит три вида существования (в трёх мирах сансары). Питание "сознание" производит имя-и-форму в момент перерождения.
Монахи, и в отношении этих четырёх видов питания: что является их источником, что является их началом, из чего они порождаются и проистекают? Эти четыре вида питания имеют своим источником жажду. Жажда – их начало, они порождаются и проистекают из жажды.
И в отношении этой жажды: что является её источником, что является её началом, из чего она порождается и проистекает? Эта жажда имеет своим источником чувство. Чувство – её начало, она порождается и проистекает из чувства.
И в отношении этого чувства: что является его источником… Контакт…
И в отношении этого контакта: что является его источником… Шесть сфер чувств…
И в отношении этих шести сфер чувств: что является их источником… Имя-и-форма…
И в отношении этой имени-и-формы: что является её источником… Сознание…
И в отношении этого сознания: что является его источником… Волевые формирователи…
И в отношении этих волевых формирователей: что является их источником, что является их началом, из чего они порождаются и проистекают? Эти волевые формирователи имеют своим источником невежество. Невежество – их начало, они порождаются и проистекают из невежества.
Так, монахи, с невежеством как условием, волевые формирователи [возникают]… …Таково происхождение всей этой груды страданий. Но с безостаточным угасанием и прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей… …Таково прекращение всей этой груды страданий»[3].
-
[3] Этот фрагмент раскрывается по стандартной схеме зависимого возникновения, как в СН 12.1