Саньютта-никая SN12.33

SN12.33 ""

Перевод: Сергей Тюлин (SV) Источник

ВСаваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, я научу вас сорока четырём предметам знания. Слушайте внимательно, я буду говорить».

«Да, Учитель» – ответили те монахи. Благословенный сказал:

«Монахи, и каковы сорок четыре предмета знания? Знание старения-и-смерти, знание его источника, знание его прекращения, знание пути, ведущего к его исчезновению. Знание рождения… Знание существования… Знания цепляния… Знание жажды… Знание чувства… Знание контакта… Знание шести сфер чувств… Знание имени-и-формы… Знание сознания… Знание волевых формирователей, знание их источника, знание их прекращения, знание пути, ведущего к их исчезновению. Таковы, монахи, сорок четыре предмета знания.

Старение и смерть

И что такое, монахи, старение и смерть? Старение различных существ в различных классах существ: их становление старыми, разбитость зубов, седина волос, морщинистость кожи, упадок жизненной силы, ослабевание качеств – это называется старением.

Исчезание различных существ из различных классов существ, их умирание, распад, исчезновение, смертность, кончина, окончание времени [срока жизни], распад совокупностей, оставление тела – это называется смертью. Таким образом, это старение и эта смерть вместе называются старением-и-смертью.

С возникновением рождения существует возникновение старения-и-смерти. С прекращением рождения существует прекращение старения-и-смерти. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению старения-и-смерти, то есть:

  • Правильные Воззрения,
    • Правильное Устремление,
    • Правильная Речь,
    • Правильные Действия,
    • Правильные Средства к жизни,
    • Правильное Усилие,
    • Правильная Осознанность,
    • Правильное Сосредоточение.

Когда, монахи, ученик Благородных так понимает старение-и-смерть, его возникновение, его исчезновение, и путь, ведущий к его исчезновению, то это является его знанием принципа[1]. Посредством этого принципа в отношении [всего] увиденного, познанного, мгновенно достигнутого, постигнутого, он применяет [этот] метод к прошлому и к будущему так: «Какие бы жрецы и отшельники в прошлом ни познавали бы напрямую старение-и-смерть, его возникновение, его исчезновение, и путь, ведущий к его исчезновению, все они напрямую познали это точно таким же образом, как и я сейчас. Какие бы жрецы и отшельники в будущем ни познают напрямую старение-и-смерть, его возникновение, его исчезновение, и путь, ведущий к его исчезновению, все они напрямую познают это точно таким же образом, как и я сейчас». Таково его знание наследования[2].

  1. [1] Комментарий поясняет, что это является знанием Пути (магга-ньяна).

  2. [2] Комментарий объясняет это знание как Знание Пересмотра, которое возникает вслед за Знанием Принципа. Однако, по замечанию Дост. Бодхи, такое объяснение плохо состыкуется с объяснением Знания Пересмотра в Висуддхимагге, где оно объясняется как пересмотр (пройденного) пути, плода, отброшенных и оставшихся загрязнений и ниббаны.

Когда, монахи, ученик Благородных очистил и выправил эти два вида знания – знание принципа и знание наследования – то тогда он зовётся учеником Благородных, который совершенен в воззрениях, совершенен в видении, который пришёл к этой истинной Дхамме, который видит эту истинную Дхамму, который обладает знанием ученика, истинным знанием ученика, который вступил в поток Дхаммы – Благородный с проницательной мудростью, тот, кто стоит прямо возле дверей к Бессмертному.

Остальные звенья

И что такое, монахи, рождение?… И что такое, монахи, существование?... И что такое, монахи, цепляние?... И что такое, монахи, жажда? И что такое, монахи, чувство?... И что такое, монахи, контакт?... И что такое, монахи, шесть сфер чувств?... И что такое, монахи, имя-и-форма?... И что такое, монахи, сознание?...[3]

  1. [3] Все формулировки звеньев раскрываются также, как в СН 12.2 с добавлением источника, прекращения, пути и объяснения знаний принципа и наследования (точно также, как это объясняется чуть выше в случае со звеном "старение-и-смерть").

И что такое, монахи, волевые формирователи? Есть три вида волевых формирователей: телесные волевые формирователи, словесные волевые формирователи, умственные волевые формирователи. Эти называются волевыми формирователями.

С возникновением невежества происходит возникновение волевых формирователей. С прекращением невежества происходит прекращение волевых формирователей. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению волевых формирователей, то есть: Правильные Воззрения… Правильное Сосредоточение.

Когда, монахи, ученик Благородных так понимает волевые формирователи, их возникновение, их исчезновение, и путь, ведущий к их исчезновению, то это является его знанием принципа. Посредством этого принципа в отношении [всего] увиденного, познанного, мгновенно достигнутого, постигнутого, он применяет [этот] метод к прошлому и к будущему так: «Какие бы жрецы и отшельники в прошлом ни познавали бы напрямую волевые формирователи, их возникновение, их исчезновение, и путь, ведущий к их исчезновению, все они напрямую познали это точно таким же образом, как и я сейчас. Какие бы жрецы и отшельники в будущем ни познают напрямую волевые формирователи, их возникновение, их исчезновение, и путь, ведущий к их исчезновению, все они напрямую познают это точно таким же образом, как и я сейчас». Таково его знание наследования.

Когда, монахи, ученик Благородных очистил и выправил эти два вида знания – знание принципа и знание наследования – то тогда он зовётся учеником Благородных, который совершенен в воззрениях, совершенен в видении, который пришёл к этой истинной Дхамме, который видит эту истинную Дхамму, который обладает знанием ученика, истинным знанием ученика, который вступил в поток Дхаммы – Благородный с проницательной мудростью, тот, кто стоит прямо возле дверей к Бессмертному».

ФОНД
КАНОНА
БУДДИЗМА
На русский с английского перевода Бхикку Бодхи, Сергей SV
Переключать переводы также можно при помощи нажатия клавиш 1, 2, 3 и т.д.
Все материалы на сайте, общедоступны и на них не распространяется авторское право. Их разрешено свободно воспроизводить в любой форме без разрешения авторов. Копировать, размещать на сайтах, в социальных сетях, цитировать, печатать. Это дар нашего фонда для всего человечества.