Саньютта-никая SN14.31
SN14.31 ""
ВСаваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, до моего просветления, пока я всё ещё был непросветлённым бодхисаттой, мысль пришла ко мне: «В чём привлекательность, в чём опасность, в чём спасение в отношении элемента земли? В чём привлекательность, в чём опасность, в чём спасение в отношении элемента воды… огня… воздуха?»
И тогда, монахи, мысль пришла ко мне: «Удовольствие и радость, что возникают в зависимости от элемента земли – это является привлекательностью элемента земли. То, что элемент земли непостоянен, страдателен, подвержен изменению – это является опасностью элемента земли. Устранение и отбрасывание желания и жажды к элементу земли – это является спасением от элемента земли[1].
-
[1] Согласно Комментарию: поскольку только ниббана устраняет полностью жажду, то именно она является спасением от элемента земли.
Удовольствие и радость, что возникают в зависимости от элемента воды… …элемента огня… …элемента воздуха – это является привлекательностью элемента воздуха. То, что элемент воздуха непостоянен, страдателен, подвержен изменению – это является опасностью элемента воздуха. Устранение и отбрасывание желания и жажды к элементу воздуха – это является спасением от элемента воздуха».
Пока, монахи, я полностью напрямую не узнал в соответствии с действительностью привлекательность, опасность, спасение в отношении этих четырёх элементов, я не заявлял о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей. Но когда я напрямую узнал всё это в соответствии с действительностью, то тогда я заявил, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире… богов и людей.
Знание и видение возникло во мне: «Непоколебимо моё освобождение ума. Это моё последнее рождение. Не будет нового существования».