Саньютта-никая SN15.10
SN15.10 ""
Однажды Благословенный пребывал в Раджагахе на горе под названием Пик Грифов. Там он обратился к монахам: «Монахи!»
«Учитель!» – ответили те монахи. Благословенный сказал:
«Монахи, эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа [начали] блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные жаждой.
Один человек, блуждающий и скитающийся [в круговерти перерождений], скованный невежеством и спутанный жаждой, оставил бы после себя склад костей, кучу костей, груду костей размером с эту гору Вепулла, если бы кто-нибудь собирал бы их, и если бы собранное не разлагалось.
И почему? Потому что, монахи, эта сансара не имеет постижимого начала. Первого момента не увидеть, когда бы существа [начали] блуждать и скитаться [в круговерти перерождений], скованные невежеством и спутанные жаждой.
Вот так долго, монахи, вы переживали страдания, боль, несчастье и наполняли кладбища. Достаточно [долго] для того, чтобы ощутить разочарование [по отношению] ко всем формациям, достаточно для того, чтобы стать беспристрастными по отношению к ним, достаточно для того, чтобы освободиться от них».
Так сказал Благословенный. И сказав это, Счастливейший, Учитель, далее добавил:
«Куча костей, что каждый оставляет
За прохождение мирового цикла,
Была бы грудой высотою с гору:
Вот рассказал о чём Наимудрейший.
Была бы столь массивной эта груда,
Как эта стройная гора Вепулла,
Что к северу от Пика Ястребов лежит
Среди магадхской горной цепи.
Но когда мудростью он видит
Четыре Благородных Правды –
Страдание, его причины,
Преодоление и Путь,
Что из восьми составлен звеньев,
Ведущий к устранению мук –
То человек этот, скитаясь,
Как максимум ещё семь жизней,
Конец положит всем страданиям,
Все путы полностью искоренив».