Саньютта-никая SN17.23
SN17.23 ""
ВСаваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, ужасны и опасны приобретения, уважение и похвала – мучительные, отвратительные, препятствующие достижению непревзойдённой защиты от подневольности.
Преданная [Дхамме] мирянка, правильно убеждая своего дорого и любимого единственного сына, может убеждать его так: «Дорогой, ты должен стать таким же, как домохозяин Читта или как Хаттхака из Алаваки», поскольку таков эталон и мерило для моих мужчин-мирян, то есть – домохозяин Читта и Хаттхака из Алаваки[1]. «Но если, дорогой, ты оставишь мирскую жизнь и будешь жить бездомной жизнью [монаха], то ты должен стать таким же, как Сарипутта или Моггаллана», поскольку таков эталон и мерило для моих мужчин-монахов, то есть – Сарипутта и Моггаллана. «Пока, дорогой, ты ещё ученик[2], который не достиг идеала своего ума, пусть не свалятся на тебя приобретения, уважение и похвала!»
-
[1] Оба этих мирянина достигали четырёх джхан в медитации и были не-возвращающимися. Читта был объявлен Буддой как самый выдающийся учитель по Дхамме среди мирян (см. СН 41), а Хаттхака – как наилучший глава группы мирян, которые одаривают Сангху четырьмя необходимостями.
-
[2] Секха – все Благородные ученики, кроме араханта, который "асекха", т.е. "не-ученик".
Монахи, если приобретения, уважение и похвала свалятся на монаха, который ещё ученик, который не достиг идеала своего ума, то это будет для него препятствием.
Настолько ужасны и опасны приобретения, уважение и похвала – мучительные, отвратительные, препятствующие достижению непревзойдённой защиты от подневольности.
Поэтому, монахи, вот как вы должны тренировать себя: «Мы отбросим возникшие приобретения, уважение и похвалу и не позволим возникшим приобретениям, уважению и похвале утвердиться в завладении нашими умами». Так вы должны тренировать себя».