Саньютта-никая SN22.54
SN22.54 ""
ВСаваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть пять видов семян[1]. Какие пять? Корневые семена, стеблевые семена, узловые семена, отростковые семена, и, как пятое, семена завязи. Если эти пять видов семян не разбиты, не испорчены, не повреждены ветром и солнцем, плодородные, бережно выращены, но нет ни земли, ни воды, то могут ли эти пять видов семян прийти к возрастанию, увеличению, расширению?»
-
[1] Имеются в виду способы размножения растений.
«Нет, Учитель».
«Если эти пять видов семян разбиты, испорчены, повреждены ветром и солнцем, неплодородны, небрежно выращены, но есть земля и вода, то могут ли эти пять видов семян прийти к возрастанию, увеличению, расширению?»
«Нет, Учитель».
«Если эти пять видов семян не разбиты, не испорчены, не повреждены ветром и солнцем, плодородные, бережно выращены, и есть земля и вода, то могут ли эти пять видов семян прийти к возрастанию, увеличению, расширению?»
«Да, Учитель».
«Монахи, эти четыре основания сознания следует рассматривать так же, как элемент земли. Наслаждение и жажду следует рассматривать так же, как элемент воды. Сознание вместе с его питанием следует рассматривать как пять видов семян[2].
-
[2] Прим. переводчика (SV): Таким образом, земля в примере – это 4 совокупности из пяти, т.е. имя-и-форма (нама-рупа – в суттах сознание (винньяна) всегда рассматривается отдельно от "намы", и определяется тремя совокупностями чуства, восприятия, формаций). Вода отвечает за жажду. Семенем выступает сознание. Согласно этой, а также и ряду других сутт, сознание всегда опирается на "землю" – т.е. на нама-рупу, и не может существовать само по себе. Как показывает метафора в данной сутте, если нет воды и земли, то сознание прекратится. Таким образом разъясняется схема ряда звеньев зависимого возникновения (патичча-самуппада). С прекращением невежества и жажды (что достигается в момент арахантства) прекращаются формирователи, которые создают будущее имя-и-форму следующей жизни. А если не будет имени-и-формы, то не будет и сознания – таким образом прекращается существование и навсегда завершаются страдания. Эта схема также рассматривается в многочисленных суттах СН 12.
Сознание, монахи, основываясь, может основываться, будучи вовлечённым формой. Опираясь на форму, утверждаясь на форме, окроплённое наслаждением, оно может прийти к возрастанию, увеличению, расширению. Или же, сознание, основываясь, может основываться, будучи вовлечённым чувством… восприятием… формациями [ума]. Опираясь на формации, утверждаясь на формациях, окроплённое наслаждением, оно может прийти к возрастанию, увеличению, расширению.
Монахи, хотя кто-то может сказать: «Помимо формы, помимо чувства, помимо восприятия, помимо формаций я объявлю появление и движение сознания, его смерть и перерождение, его возрастание, увеличение, расширение» – такое [в реальности] невозможно.
Монахи, если монах отбросил жажду к элементу формы, то с отбрасыванием жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания. Если он отбросил жажду к элементу чувства… элементу восприятия… элементу формаций… элементу сознания, то с отбрасыванием жажды отсекается основа: нет поддержки для утверждения сознания.
Когда это сознание не утверждено, не приходит к возрастанию, непродуцируемо – оно освобождено. Будучи освобождённым, оно устойчиво. Будучи устойчивым, оно удовлетворено. Будучи удовлетворённым, монах не взволнован. Будучи невзволнованным, он лично достигает ниббаны. Он понимает: «Рождение уничтожено, святая жизнь прожита, сделано то, что следовало сделать, не будет более возвращения в какое-либо состояние существования».