Саньютта-никая SN22.56

SN22.56 ""

Перевод: Сергей Тюлин (SV) Источник

ВСаваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть эти пять совокупностей, подверженных цеплянию. Какие пять?

 форма как совокупность, подверженная цеплянию
 чувство как совокупность, подверженная цеплянию
 восприятие как совокупность, подверженная цеплянию
 формации [ума] как совокупность, подверженная цеплянию
* сознание как совокупность, подверженная цеплянию

Покуда я напрямую не познал в соответствии с действительностью эти пять совокупностей, подверженных цеплянию, в четырёх фазах, я не заявлял о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей. Но когда я напрямую познал их в соответствии с действительностью, то тогда я заявил о том, что пробудился в непревзойдённое совершенное просветление в этом мире с его дэвами, Марой, Брахмой, с его поколениями жрецов и отшельников, богов и людей.

И каковы, монахи, эти четыре фазы? Я напрямую познал форму, её происхождение, её исчезновение, и путь, ведущий к её исчезновению. Я напрямую познал чувство… восприятие… формации… сознание, его происхождение, его исчезновение, и путь, ведущий к его исчезновению.

1) И что такое, монахи, форма? Четыре великих элемента и форма, основанная на этих четырёх элементах – вот что называется формой. С возникновением питания возникает форма. С прекращением питания прекращается форма. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению формы, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие форму, её происхождение, её исчезновение и путь, ведущий к её исчезновению – практикуют с целью разочарования в форме, её угасания и прекращения, и они практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие форму, её происхождение, её исчезновение, и путь, ведущий к её исчезновению – освобождены из-за отсутствия цепляния, и они хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать[1].

  1. [1] Согласно Комментарию, у араханта нет остаточной круговерти (перерождений) с помощью которой его можно было бы описать. Или же "круговерть" может означать основу (карана), т.е. нет основы для описания.

2) И что такое, монахи, чувство? Есть шесть видов чувства:

 чувство, рождённое контактом глаза
 чувство, рождённое контактом уха
 чувство, рождённое контактом носа
 чувство, рождённое контактом языка
 чувство, рождённое контактом тела
 чувство, рождённое контактом ума

Это называется чувством. С возникновением контакта возникает чувство. С прекращением контакта прекращается чувство. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению чувства, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие чувство… …практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие чувство… …хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать.

3) И что такое, монахи, восприятие? Есть шесть видов восприятия:

 восприятие форм
 восприятие звуков
 восприятие запахов
 восприятие вкусов
 восприятие тактильных ощущений
 восприятие ментальных феноменов

Это называется восприятием. С возникновением контакта возникает восприятие. С прекращением контакта прекращается восприятие. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению восприятия, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие восприятие… …практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие восприятие… …хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать.

4) И что такое, монахи, формации? Есть шесть видов [волевых] намерений[2]:

 намерение по отношению к формам
 намерение по отношению к звукам
 намерение по отношению к запахам
 намерение по отношению к вкусам
 намерение по отношению к тактильным ощущениям
 намерение по отношению к ментальным феноменам

  1. [2] Тот факт, что есть разница между названием совокупности (санкхара кхандха) и термином, её объясняющим (санчетана) указывает на то, что эта совокупность шире, чем остальные. В Абхидхамме и Комментариях эта совокупность объясняется как включающая в себя все умственные факторы кроме чувства и восприятия. Намерение (воля) упоминается просто как наиболее значимый фактор в этой совокупности, но не как единственная составляющая.

Это называется формациями. С возникновением контакта возникают формации. С прекращением контакта прекращаются формации. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению формаций, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие формации… …практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие формации… …хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать.

5) И что такое, монахи, сознание? Есть шесть видов сознания:

 сознание глаза
 сознание уха
 сознание носа
 сознание языка
 сознание тела
 сознание ума

Это называется сознанием. С возникновением имени-и-формы возникает сознание. С прекращением имени-и-формы прекращается сознание[3]. Этот самый Благородный Восьмеричный Путь является путём, ведущим к прекращению сознания, то есть: правильные воззрения… правильное сосредоточение.

  1. [3] Довольно значимо то, что в случае с предыдущими четырьмя совокупностями условием для их возникновения является контакт, тогда как в случае с сознанием вся имя-и-форма во всей полноте является условием для происхождения сознания. Здесь проходит параллель с утверждением в СН 22.3, где сказано, что четыре совокупности являются "домом" для сознания.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие сознание… …практикуют хорошо. Те, кто практикуют хорошо, обрели опору в этой Дхамме и Винае.

Любые жрецы и отшельники, таким образом напрямую познавшие сознание… …хорошо освобождены. Те, кто хорошо освобождены, являются совершенными. В отношении совершенных нет круговерти, с помощью которой их можно было бы описать».

ФОНД
КАНОНА
БУДДИЗМА
На русский с английского перевода Бхикку Бодхи, Сергей SV
Переключать переводы также можно при помощи нажатия клавиш 1, 2, 3 и т.д.
Все материалы на сайте, общедоступны и на них не распространяется авторское право. Их разрешено свободно воспроизводить в любой форме без разрешения авторов. Копировать, размещать на сайтах, в социальных сетях, цитировать, печатать. Это дар нашего фонда для всего человечества.