Саньютта-никая SN35.103
SN35.103 ""
[Б
лагословенный сказал]: «Монахи, Уддака Рамапутта делал такое заявление:
«Воистину, таков он, мастер знания,
Воистину, таков вселенский победитель,
Воистину, он это удалил –
Тот корень опухоли, что не удалён был прежде!»[1]
-
[1] Когда Будда покинул родной дом в поисках просветления, Уддака Рамапутта был вторым учителем (после Алара Каламы), к которому он пришёл в своих поисках истины.
Монахи, хотя Уддака Рамапутта не был мастером знания, он утверждал: «Я – мастер знания». Хотя он не был вселенским победителем, он утверждал: «Я – вселенский победитель». Хотя он не удалил корень опухоли, он утверждал: «Я удалил корень опухоли»[2]. Но, всё же, монахи, монах, делая правдивое заявление, может сказать:
-
[2] Прим. переводчика (SV): Хотя Будда критикует Уддаку Рамапутту, всё же, согласно МН 36, Уддака
«Воистину, таков он, мастер знания,
Воистину, таков вселенский победитель,
Воистину, он это удалил –
Тот корень опухоли, что не удалён был прежде!»
И каким образом, монахи, кто-либо является мастером знания? Когда монах понимает в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении шести сфер контакта, то такой монах является мастером знания.
И каким образом, монахи, кто-либо является вселенским победителем? Когда, поняв в соответствии с действительностью происхождение и исчезновение, привлекательность, опасность, и спасение в отношении шести сфер контакта, монах освободился посредством не-цепляния, то такой монах является вселенским победителем.
И каким образом, монахи, монах удалил корень опухоли, который прежде не был удалён? «Опухоль», монахи – это обозначение этого самого тела, состоящего из четырёх великих элементов, рождённого отцом и матерью, выстроенного из риса и каши, подверженного непостоянству, износу, стиранию, распаду и рассеиванию. «Корень опухоли», монахи – это обозначение жажды. Когда жажда была оставлена монахом, срезана под корень, сделана подобной обрубку пальмы, уничтожена так, что не может более возникнуть в будущем, то, в таком случае, монах удалил корень опухоли, который прежде не был удалён.
Монахи, хотя Уддака Рамапутта не был мастером знания, он утверждал: «Я – мастер знания». Хотя он не был вселенским победителем, он утверждал: «Я – вселенский победитель». Хотя он не удалил корень опухоли, он утверждал: «Я удалил корень опухоли». Но, всё же, монахи, монах, делая правдивое заявление, может сказать:
«Воистину, таков он, мастер знания,
Воистину, таков вселенский победитель,
Воистину, он это удалил –
Тот корень опухоли, что не удалён был прежде!»