Саньютта-никая SN35.130
SN35.130 ""
Так я слышал. Однажды Достопочтенный Махакаччана пребывал в стране Аванти на горе Папата возле Курарагхары. И тогда домохозяин Халиддакани отправился к Достопочтенному Махакаччане, поклонился ему, сел рядом и сказал:
«Господин, так было сказано Благословенным: «В зависимости от разнообразия элементов возникает разнообразие контактов. В зависимости от разнообразия контактов возникает разнообразие чувств[1]. Как это понимать, Господин?»
-
[1] См. СН 14.4, откуда и взято это утверждение.
«Домохозяин, увидев форму глазом, монах понимает приятную [форму] так: «Такова она!»[2]. Существует сознание глаза, и, в зависимости от контакта, переживаемого как приятный, возникает приятное чувство. Далее, увидев форму глазом, монах понимает неприятную [форму] так: «Такова она!». Существует сознание глаза, и, в зависимости от контакта, переживаемого как болезненный, возникает болезненное чувство. Далее, увидев форму глазом, монах понимает [эту форму] как основание для невозмутимости: «Такова она!». Существует сознание глаза, и, в зависимости от контакта, переживаемого как ни-приятный-ни-болезненный, возникает ни-приятное-ни-болезненное чувство.
-
[2] Комментарий: Он видит приятную форму и понимает: "Такова эта форма", или "Это всего лишь приятная форма".
Далее, домохозяин, услышав ухом звук…
Далее, домохозяин, унюхав носом запах…
Далее, домохозяин, распробовав языком вкус…
Далее, домохозяин, ощутив телом тактильное ощущение…
Далее, домохозяин, познав умом ментальный феномен, монах понимает приятный [феномен] так: «Таков он!»… …Существует сознание ума, и, в зависимости от контакта, переживаемого как ни-приятный-ни-болезненный, возникает ни-приятное-ни-болезненное чувство.
Вот так, домохозяин, в зависимости от разнообразия элементов возникает разнообразие контактов. В зависимости от разнообразия контактов возникает разнообразие чувств».