Саньютта-никая SN47.42
SN47.42 ""
[Б
лагословенный сказал]: «Монахи, я научу вас происхождению и исчезновению четырёх основ осознанности. Слушайте.
И каково, монахи, происхождение тела? С происхождением питания имеет место происхождение тела. С прекращением питания имеет место исчезновение тела.
С происхождением контакта имеет место происхождение чувства. С прекращением контакта имеет место исчезновение чувства.
С происхождением имени-и-формы имеет место происхождение ума. С прекращением имени-и-формы имеет место исчезновение ума[1].
-
[1] Обычно в описании звеньев взаимозависимого возникновения стоит "винньяна" для обозначения сознания. Однако в данной сутте здесь стоит "читта" для обозначения сознания. Таким образом, читта и винньяна – синонимы. Читта всегда возникает, основываясь на физическом организме "рупе" (форма), который соединён с контактом, чувствованием, восприятием, волей, вниманием – т.е. составляющими "намы" (имени).
С происхождением внимания имеет место происхождение феноменов. С прекращением внимания имеет место исчезновение феноменов[2]».
-
[2] Согласно Комментарию, здесь речь идёт о 4-ой сатипаттхане, в которую входят 5 помех и 7 факторов просветления. При мудром и правильном внимании (йонисо манасикара) в уме возникают факторы просветления. При немудром и беспечном внимании (айонисо манасикара) в уме возникают пять помех.