Саньютта-никая SN48.15
SN48.15 ""
[Б
лагословенный сказал]: «Монахи, есть эти пять качеств. Какие пять?
качество веры,
качество усердия,
качество осознанности,
качество сосредоточения,
* качество мудрости.
Тот, кто развил и довёл до совершенства эти пять качеств – тот арахант. Если они слабее, чем этот [уровень], то он тот, кто достигает ниббаны в промежутке. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны по приземлении. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны без усилия. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны с усилием. Если ещё слабее – то он тот, кто направляется вверх, к [высшему] миру [Чистых Обителей] Аканиттха[1]. Если ещё слабее, то он – однажды-возвращающийся. Если ещё слабее, то он – вступивший в поток. Если ещё слабее, то он – идущий-за-счёт-Дхаммы. Если ещё слабее, то он – идущий-за-счёт-веры».
-
[1] Согласно Комментарию, слово "антара-париниббайи" (достигающий ниббаны в промежутке) означает того, кто родился в мире Чистых Обителей и достиг арахантства в первой половине своего срока жизни там. Этот вид подразделяется на три подвида: 1) достигающий ниббаны в тот же самый день перерождения 2) после 100 или 200 прошедших капп 3) после 400 прошедших капп. "Упахачча-париниббайи" (достигающий ниббаны по приземлении) объясняется как тот, кто достигает арахантства после прошествия первой половины срока жизни в Чистых Обителях. Далее Комментарий трактует следующие два вида не-возвращающихся ("достигающий без усилия", "достигающий с усилием") как два варианта того, каким образом ниббаны достигают первые два вида не-возвращающихся. Однако, такая трактовка не только искажает дословное значение наименований не-возвращающихся, но также и нарушает последовательную и взаимоисключающую природу этих 5 видов не-возвращающихся, которая прослеживается и в иных суттах Канона.