Саньютта-никая SN48.24
SN48.24 ""
[Б
лагословенный сказал]: «Монахи, есть эти пять качеств. Какие пять?
качество веры,
качество усердия,
качество осознанности,
качество сосредоточения,
* качество мудрости.
Тот, кто развил и довёл до совершенства эти пять качеств – тот арахант. Если они слабее, чем этот [уровень], то он тот, кто достигает ниббаны в промежутке. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны по приземлении. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны без усилия. Если ещё слабее – то он тот, кто достигает ниббаны с усилием. Если ещё слабее – то он тот, кто направляется вверх, к [высшему] миру [Чистых Обителей] Аканиттха. Если ещё слабее – то он однажды-возвращающийся. Если ещё слабее – то он восходящий-лишь-один-раз. Если ещё слабее – то он идущий-из-семьи-в-семью. Если ещё слабее – то он достигающий-за-семь-жизней-максимум[1]. Если ещё слабее – то он идущий-за-счёт-Дхаммы. Если ещё слабее – то он идущий-за-счёт-веры».
-
[1] Здесь раскрываются три вида вступившего в поток (сотапанна). Самый лучший из них – это тот, кто родится лишь ещё один раз и достигнет арахантства. Второй из них – тот, кто родится два или три раза и достигнет арахантства. Третий достигнет освобождения за срок максимум в семь жизней. Вслед за ними идут два вида "идущих по пути ко вступлению в поток", то есть пока ещё не достигшие Плода вступления в поток (хотя они обязательно его достигнут до момента смерти).