Саньютта-никая SN48.36
SN48.36 ""
[Б
лагословенный сказал]: «Монахи, таковы пять качеств. Какие пять?
Качество удовольствия,
Качество боли
Качество радости,
Качество недовольства
-
Качество невозмутимости.
Монахи, и что такое качество удовольствия? Любое телесное удовольствие, любой телесный комфорт, приятное комфортное чувство, рождённое контактом тела: это, монахи, называется качеством удовольствия.
Монахи, и что такое качество боли? Любая телесная боль, любой телесный дискомфорт, болезненное дискомфортное чувство, рождённое контактом тела: это, монахи, называется качеством боли.
Монахи, и что такое качество радости? Любое умственное удовольствие, любой умственный комфорт, приятное комфортное чувство, рождённое контактом ума: это, монахи, называется качеством радости.
Монахи, и что такое качество недовольства? Любая умственная боль, любой умственный дискомфорт, болезненное дискомфортное чувство, рождённое контактом ума: это, монахи, называется качеством недовольства.
Монахи, и что такое качество невозмутимости? Любое чувство – телесное или же умственное, которое является ни комфортным, ни дискомфортным: это, монахи, называется качеством невозмутимости.
Таковы, монахи, пять качеств»[1].
-
[1] Прим. переводчика (SV): Согласно следующей сутте СН 48.37, удовольствие и радость – это приятное чувство (сукха ведана), боль и недовольство – это болезненное чувство (дуккха ведана), а невозмутимость – это ни-приятное-ни-болезненное чувство (адукха-масукха ведана). См. также СН 48.40, где объясняется, где каждое из этих чувств прекращается целиком и без остатка.