Саньютта-никая SN48.9
SN48.9 ""
[Б
лагословенный сказал]: «Монахи, есть эти пять качеств. Какие пять?
качество веры,
качество усердия,
качество осознанности,
качество сосредоточения,
* качество мудрости.
И что такое качество веры? Монахи, ученик Благородных – это человек веры. Он верит в просветление Татхагаты: «В самом деле Благословенный – достойный, истинно самопробуждённый, совершенный в знании и поведении, достигший блага, знаток мира, непревзойдённый учитель тех, кто готов обучаться, учитель богов и людей, пробуждённый, благословенный». Это называется качеством веры. И что такое качество усердия? Вот монахи, ученик Благородных поддерживает усердие к оставлению неблагих состояний [ума] и взращиванию благих состояний. Он упорен, устойчив в своих стараниях, не оставляет своих обязанностей по отношению к [развитию] благих состояний. Это называется качеством усердия. И что такое качество осознанности? Вот монахи, ученик Благородных внимателен, крайне осознан и проницателен, запоминает и способен вспомнить даже то, что было сделано и сказано очень давно. И что такое качество сосредоточения? Вот монахи, ученик Благородных достигает сосредоточения, достигает однонаправленности ума, сделав объектом освобождение[1]. Это называется качеством сосредоточения. И что такое качество мудрости? Вот монахи, ученик Благородных мудр. Он наделён мудростью в отношении происхождения и исчезновения [феноменов] – благородной, проникающей, ведущей к полному уничтожению страданий. Это называется качеством мудрости. Таковы, монахи, пять качеств».
-
[1] Согласно Комментарию, под освобождением понимается ниббана. То есть, сосредоточенный ум удерживает какой-либо обусловленный феномен и рассматривает его для познания трёх характеристик – безличностности, изменчивости, страдательности, тем самым, освобождаясь от этого феномена.
И что такое качество усердия? Вот монахи, ученик Благородных поддерживает усердие к оставлению неблагих состояний [ума] и взращиванию благих состояний. Он упорен, устойчив в своих стараниях, не оставляет своих обязанностей по отношению к [развитию] благих состояний. Это называется качеством усердия.
И что такое качество осознанности? Вот монахи, ученик Благородных внимателен, крайне осознан и проницателен, запоминает и способен вспомнить даже то, что было сделано и сказано очень давно.
И что такое качество сосредоточения? Вот монахи, ученик Благородных достигает сосредоточения, достигает однонаправленности ума, сделав объектом освобождение[1]. Это называется качеством сосредоточения.
-
[1] Согласно Комментарию, под освобождением понимается ниббана. То есть, сосредоточенный ум удерживает какой-либо обусловленный феномен и рассматривает его для познания трёх характеристик – безличностности, изменчивости, страдательности, тем самым, освобождаясь от этого феномена.
И что такое качество мудрости? Вот монахи, ученик Благородных мудр. Он наделён мудростью в отношении происхождения и исчезновения [феноменов] – благородной, проникающей, ведущей к полному уничтожению страданий. Это называется качеством мудрости.
Таковы, монахи, пять качеств».