Саньютта-никая SN51.1
SN51.1 ""
[Б
лагословенный сказал]: «Монахи, эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему. Какие четыре?
1) Вот, монахи, монах развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания[1].
-
[1] Комментарий толкует слово "иддхипада" как "иддхия + падам", т.е. "основание для сверхъестественной (духовной) силы", а также как "иддхибхутам падам" – "основание, которое является сверхъестественной силой". Иддхи происходит от глагола "идджхати" – процветать, добиваться успеха – что изначально подразумевало достижение некоего успеха в чём-либо, но ко времени жизни Будды уже приобрело особый оттенок в плане духовных достижений или, если ещё более точно, то сверхъестественной (духовной) силы. Она двояка: успех в свершении иддхивидхи, сверхъестественных сил (СН 51.11, 14, 17), а также успех в стремлении к достижению освобождения. Оба этих аспекта сходятся воедино в арахантстве, которое представляет собой шестую сверхспособность (абхиннья) и представляет собой наивысший плод Благородного Восьмеричного Пути.
2) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за усердия и формирователей старания.
3) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за ума и формирователей старания.
4) Он развивает основу сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за исследования и формирователей старания.
Эти четыре основы сверхъестественной силы, будучи развитыми и взращенными, ведут за пределы ближнего берега, к берегу дальнему».