Саньютта-никая SN51.13

SN51.13 ""

Перевод: Сергей Тюлин (SV) Источник

лагословенный сказал]:

1) «Монахи, если монах обретает сосредоточение, обретает однонаправленность ума, основанную на желании, то это называется сосредоточением из-за желания.

Он порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он порождает желание к возникновению невозникших благих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.

Это называется формирователями старания[1]. Так, это желание, это сосредоточение из-за желания, и эти формирователи старания: всё это называется основой сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за желания и формирователей старания.

  1. [1] Согласно Комментарию, "формирователи старания" (падхана-санкхара) – это обозначение энергии, которая совершенствует четырёхчастную функцию Правильного Усилия (6-го фактора Благородного Восьмеричного Пути).

2) Монахи, если монах обретает сосредоточение, обретает однонаправленность ума, основанную на усердии, то это называется сосредоточением из-за усердия.

Он порождает желание к не-возникновению...

Он порождает желание к отбрасыванию...

Он порождает желание к возникновению…

Он порождает желание к поддержанию...

Это называется формирователями старания. Так, это усердие, это сосредоточение из-за усердия, и эти формирователи старания: всё это называется основой сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за усердия и формирователей старания.

3) Монахи, если монах обретает сосредоточение, обретает однонаправленность ума, основанную на уме, то это называется сосредоточением из-за ума.

Он порождает желание к не-возникновению...

Он порождает желание к отбрасыванию...

Он порождает желание к возникновению…

Он порождает желание к поддержанию...

Это называется формирователями старания. Так, этот ум, это сосредоточение из-за ума, и эти формирователи старания: всё это называется основой сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за ума и формирователей старания.

4) Монахи, если монах обретает сосредоточение, обретает однонаправленность ума, основанную на исследовании, то это называется сосредоточением из-за исследования.

Он порождает желание к не-возникновению...

Он порождает желание к отбрасыванию...

Он порождает желание к возникновению…

Он порождает желание к поддержанию...

Это называется формирователями старания. Так, это исследование, это сосредоточение из-за исследования, и эти формирователи старания: всё это называется основой сверхъестественной силы, которая наделена сосредоточением из-за исследования и формирователей старания[2]».

  1. [2] Комментарий поясняет в качестве примера, что старец Раттхапала достиг сверхмирского состояния, сделав ударение на желании; старец Сона – на усердии; cтарец Самбхута – на уме; старец Могхараджа – на исследовании. В Sv II 642-43 приводится пояснительный пример с министрами царя: Тот, кто завоёвывает расположение царя, прислуживая ему в течение и дня и ночи, удовлетворяя его желания и потребности – сравнивается с тем, кто достигает сверхмирского состояния, полагаясь на желание. Тот, кто завоёвывает расположение царя своей отвагой и подавлением восстаний на приграничных рубежах – сравнивается с тем, кто достигает сверхмирского состояния, полагаясь на усердие. Тот, кто завоёвывает расположение царя своими советами и консультациями по управлению царством – сравнивается с тем, кто достигает сверхмирского состояния, полагаясь на исследование. Тот, кто завоёвывает расположение царя просто лишь своей родословной – сравнивается с тем, кто достигает сверхмирского состояния, полагаясь на ум.

ФОНД
КАНОНА
БУДДИЗМА
На русский с английского перевода Бхикку Бодхи, Сергей SV
Переключать переводы также можно при помощи нажатия клавиш 1, 2, 3 и т.д.
Все материалы на сайте, общедоступны и на них не распространяется авторское право. Их разрешено свободно воспроизводить в любой форме без разрешения авторов. Копировать, размещать на сайтах, в социальных сетях, цитировать, печатать. Это дар нашего фонда для всего человечества.