Саньютта-никая SN52.3
SN52.3 ""
Однажды Достопочтенный Ануруддха пребывал в Саваттхи на берегу Сутану. И тогда группа монахов подошла к Достопочтенному Ануруддхе и обменялась с ним вежливыми приветствиями. После обмена вежливыми приветствиями и любезностями они сели рядом и обратились к Достопочтенному Ануруддхе:
«Развив и взрастив какие вещи, Достопочтенный Ануруддха достиг такого величия в прямом знании?»
«Друзья, развив и взрастив четыре основы осознанности, я обрёл такое величие в прямом знании. Какие четыре? Вот, друзья, я пребываю в созерцании тела в теле – будучи старательным, бдительным, осознанным, отбросив влечение и недовольство к миру. Я пребываю в созерцании чувств в чувствах… ума в уме… феноменов в феноменах – будучи старательным, бдительным, осознанным, отбросив влечение и недовольство к миру.
Поскольку, друзья, я развил и взрастил эти четыре основы осознанности, я достиг такого величия в прямом знании. Далее, друзья, поскольку я развил и взрастил эти четыре основы осознанности, я напрямую познал низшее состояние как низшее; среднее состояние как среднее; возвышенное состояние как возвышенное»[1].
-
[1] Комментарий, ссылаясь на Абхидхамму, поясняет, что низшие феномены (хина дхамма) – это 12 неблагих видов сознания; средние феномены (мадджхима дхамма) – это мирские благие состояния, результатные, функциональные (кирия) и форма; возвышенные феномены (панита дхамма) – это четыре пути, четыре плода, ниббана. Однако, согласно АН I 233-24 эти три термина связаны с тремя мирами перерождений – миром чувств, миром форм, бесформенным миром. Прим. переводчика (SV): Поскольку величие Дост. Ануруддхи заключалось в его мастерстве видения других миров, то, судя по всему, именно так и следует понимать это утверждение в данной сутте, как это объясняется в Ангуттаре. Эта же идея подтверждается в СН 52.6.