Саньютта-никая SN54.6
SN54.6 ""
ВСаваттхи. Там Благословенный сказал так: «Монахи, развиваете ли вы осознанность к дыханию?»
Когда так было сказано, Достопочтенный Ариттха сказал Благословенному: «Учитель, я развиваю осознанность к дыханию».
«Но как, Ариттха, ты развиваешь осознанность к дыханию?»
«Я отбросил чувственное желание к прошлым чувственным удовольствиям, Учитель; я избавился от чувственного желания к будущим чувственным удовольствиям, и я тщательно устранил восприятия отвращения по отношению к внутренним и внешним вещам. Будучи осознанным, я вдыхаю, будучи осознанным, я выдыхаю. Вот так, Учитель, я развиваю осознанность к дыханию».
«Такова осознанность к дыханию, Ариттха. Я не говорю, что она не такова. Но что касается осознанности к дыханию, осуществляемой в подробностях, Ариттха, то слушай внимательно, я буду говорить»[1].
-
[1] Согласно Комментарию, Ариттха объяснил своё достижение не-возвращения. По заметке под-Комментария, это видно по его косвенному утверждению об отбрасывании 5 нижних оков. Однако Будда объясняет далее практику прозрения, которая ведёт к арахантству.
«Да, Учитель» – ответил Достопочтенный Ариттха. Благословенный сказал:
«И как, Ариттха, осознанность к дыханию осуществляется в подробностях? Вот, Ариттха, монах, затворившись в лесу, у подножья дерева или в пустом жилище, садится. Скрестив ноги, выпрямив тело, он устанавливает осознанность впереди. Будучи осознанным, он вдыхает, будучи осознанным, он выдыхает. Делая долгий вдох, он знает: «Я делаю долгий вдох»; или, делая долгий выдох, он знает: «Я делаю долгий выдох»… 2 ...Он тренируется так: «Созерцая оставление, я буду вдыхать»; он тренируется так: «Созерцая оставление, я буду выдыхать».
Вот так, Ариттха, осознанность к дыханию осуществляется в подробностях».