Ангуттара-никая AN4.169
AN4.169 ""
[Благословенный сказал]: «Монахи, в мире есть эти четыре типа личностей. Какие четыре?
- Вот некий человек достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни.
- Другой человек достигает ниббаны с усилием с распадом тела[^1].
- Ещё другой человек достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни.
- Ещё другой человек достигает ниббаны без усилия с распадом тела.
(1) И как, монахи, человек достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни? Вот монах пребывает в созерцании непривлекательности тела, воспринимая отвратительность еды, воспринимая не-восхищение целым миром, созерцая непостоянство во всех обусловленных феноменах. И в нём внутренне хорошо утверждено восприятие смерти. Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: - силу веры,
- силу стыда,
- силу боязни совершить проступок,
- силу усердия,
- силу мудрости.
Эти пять качеств возникают в нём мощно: - качество веры,
- качество усердия,
- качество осознанности,
- качество сосредоточения,
- качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни. Вот как человек достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни. (2) И как человек достигает ниббаны с усилием с распадом тела? Вот монах пребывает в созерцании непривлекательности… Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… мудрости. Эти пять качеств возникают в нём немощно: качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости. Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он достигает ниббаны с усилием с распадом тела. Вот как человек достигает ниббаны с усилием с распадом тела. (3) И как человек достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане… второй… третьей… четвёртой джхане…[2] Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… мудрости. Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости. Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни. Вот как человек достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни[3]. (4) И как человек достигает ниббаны без усилия с распадом тела? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане… второй… третьей… четвёртой джхане… Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… мудрости. Эти пять качеств возникают в нём немощно: качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости. Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он достигает ниббаны без усилия с распадом тела. Таковы четыре типа личностей, существующих в мире».
-
[2] Формулы джхан раскрываются по стандартной схеме, как, например, в АН 9.32.
-
[3] См. примечание №2 к сутте АН 4.163.
- Вот некий человек достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни.
- Другой человек достигает ниббаны с усилием с распадом тела[^1].
- Ещё другой человек достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни.
- Ещё другой человек достигает ниббаны без усилия с распадом тела.
(1) И как, монахи, человек достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни? Вот монах пребывает в созерцании непривлекательности тела, воспринимая отвратительность еды, воспринимая не-восхищение целым миром, созерцая непостоянство во всех обусловленных феноменах. И в нём внутренне хорошо утверждено восприятие смерти.
Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика:
- силу веры,
- силу стыда,
- силу боязни совершить проступок,
- силу усердия,
- силу мудрости.
Эти пять качеств возникают в нём мощно:
- качество веры,
- качество усердия,
- качество осознанности,
- качество сосредоточения,
- качество мудрости.
Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни. Вот как человек достигает ниббаны с усилием в этой самой жизни.
(2) И как человек достигает ниббаны с усилием с распадом тела? Вот монах пребывает в созерцании непривлекательности… Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… мудрости.
Эти пять качеств возникают в нём немощно: качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости. Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он достигает ниббаны с усилием с распадом тела. Вот как человек достигает ниббаны с усилием с распадом тела.
(3) И как человек достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане… второй… третьей… четвёртой джхане…[2] Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… мудрости.
-
[2] Формулы джхан раскрываются по стандартной схеме, как, например, в АН 9.32.
Эти пять качеств возникают в нём мощно: качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости. Поскольку эти пять качеств сильны в нём, он достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни. Вот как человек достигает ниббаны без усилия в этой самой жизни[3].
-
[3] См. примечание №2 к сутте АН 4.163.
(4) И как человек достигает ниббаны без усилия с распадом тела? Вот, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], монах входит и пребывает в первой джхане… второй… третьей… четвёртой джхане… Он пребывает, опираясь на эти пять сил ученика: силу веры… мудрости.
Эти пять качеств возникают в нём немощно: качество веры, качество усердия, качество осознанности, качество сосредоточения, качество мудрости. Поскольку эти пять качеств слабы в нём, он достигает ниббаны без усилия с распадом тела.
Таковы четыре типа личностей, существующих в мире».