Саньютта-никая SN14.11
SN14.11 ""
В
Саваттхи. [Благословенный сказал]: «Монахи, есть эти семь элементов. Какие семь?
Элемент света,
Элемент красоты,
Элемент сферы безграничного пространства,
Элемент сферы безграничного сознания,
Элемент сферы отсутствия всего,
Элемент сферы ни восприятия, ни не-восприятия,
* Элемент прекращения восприятия и чувствования
Таковы семь элементов[1]». Когда так было сказано, один монах спросил Благословенного: «Учитель, что касается элемента света, красоты, сферы безграничного пространства, сферы безграничного сознания, сферы отсутствия всего, сферы ни восприятия, ни не-восприятия, прекращения восприятия и чувствования – в зависимости от чего эти элементы можно различить?»
-
[1] Согласно Комментарию, элемент света и элемент красоты относятся к медитативным достижениям (джханам), как и все остальные элементы, упомянутые в сутте.
«Монах,
Элемент света распознаётся в зависимости от темноты.
Элемент красивого распознаётся в зависимости от непривлекательности.
Элемент сферы безграничного пространства распознаётся в зависимости от форм.
Элемент сферы безграничного сознания распознаётся в зависимости от сферы безграничного пространства.
Элемент сферы отсутствия всего распознаётся в зависимости от сферы безграничного сознания.
Элемент сферы ни восприятия, ни не-восприятия распознаётся в зависимости от сферы отсутствия чего бы то ни было.
* Элемент сферы прекращения восприятия и чувствования распознаётся в зависимости от прекращения[2]».
-
[2] Согласно Комментарию, элемент прекращения распознаётся как полное прекращение четырёх совокупностей ума (нама) ретроспективным познанием (патисанкха-аппаватти). Именно прекращение этих четырёх совокупностей следует понимать под "достижением прекращения".
«Но, Учитель, что касается элемента света… прекращения восприятия и чувствования – как обретается достижение этих элементов?»
«Элемент света, элемент красоты, элемент сферы безграничного пространства, элемент сферы безграничного сознания, элемент сферы отсутствия всего: эти элементы обретаются как [медитативные] достижения с восприятием. Элемент сферы ни восприятия, ни не-восприятия: этот элемент обретается как [медитативное] достижение с остаточными формациями[3]. Элемент прекращения восприятия и чувствования: этот элемент обретается как достижение прекращения [формаций]».
-
[3] Согласно Комментарию, это называется достижением с остаточными формациями (санкхара-васеса-самапатти) по причине наличия остатка утончённых формаций. Согласно Висуддхимагге, в этом состоянии восприятие и другие умственные факторы существуют в утончённом остаточном виде и не могут нормально функционировать – откуда и проистекает название этой сферы.