Саньютта-никая SN16.7
SN16.7 ""
В Раджагахе в Бамбуковой Роще. И тогда Достопочтенный Махакассапа отправился к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Затем Благословенный сказал ему: «Дай наставление монахам, Кассапа, поведай им о Дхамме. Либо мне следует наставлять монахов, Кассапа, либо тебе. Либо мне следует поведать им о Дхамме, либо тебе». «Учитель, ныне монахов трудно наставлять, они обладают качествами, из-за которых их трудно наставлять. Они нетерпеливы и без уважения принимают наставления. Учитель, ведь у того, в ком нет веры в отношении благих качеств, нет чувства стыда, нет боязни совершить проступок, нет усердия, нет мудрости – будь то день или ночь, [в нём] можно ожидать лишь упадка в отношении благих качеств, а не роста. Подобно тому, как в течение периода убывающей луны[^1], будь то день или ночь, луна пребывает в упадке своего цвета, округлости, сияния, как в диаметре, так и в окружности, точно также, Учитель, у того, в ком нет веры в отношении благих качеств, нет чувства стыда, нет боязни совершить проступок, нет усердия, нет мудрости – будь то день или ночь, можно ожидать лишь упадка в отношении благих качеств, а не роста.
-
Человек не имеет веры, Учитель: это – случай упадка.
-
Человек не имеет чувства стыда: это – случай упадка.
-
Человек не имеет боязни совершить проступок: это – случай упадка.
-
Человек ленивый: это – случай упадка.
-
Человек немудрый: это – случай упадка.
-
Человек злобный: это – случай упадка.
-
Человек мстительный: это – случай упадка.
-
Когда нет монахов, которые [способны] наставлять [в Дхамме]: это – случай упадка.
Учитель, у того, в ком есть вера в отношении благих качеств, есть чувство стыда, есть боязнь совершить проступок, есть усердие, есть мудрость – будь то день или ночь, [в нём] можно ожидать лишь роста в отношении благих качеств, а не упадка. Подобно тому, как в течение периода возрастающей луны, будь то день или ночь, луна пребывает в росте своего цвета, округлости, сияния, как в диаметре, так и в окружности, точно также, Учитель, у того, в ком есть вера в отношении благих качеств, есть чувство стыда, есть боязнь совершить проступок, есть усердие, есть мудрость – будь то день или ночь, [в нём] можно ожидать лишь роста в отношении благих качеств, а не упадка.
-
Человек имеет веру, Учитель: это – случай не-упадка.
-
Человек имеет чувство стыда: это – случай не-упадка.
-
Человек имеет боязнь совершить проступок: это – случай не-упадка.
-
Человек усердный: это – случай не-упадка.
-
Человек мудрый: это – случай не-упадка.
-
Человек незлобный: это – случай не-упадка.
-
Человек немстительный: это – случай не-упадка.
-
Когда есть монахи, которые [способны] наставлять [в Дхамме]: это – случай не-упадка».
«Хорошо, хорошо, Кассапа! Ныне монахов трудно наставлять… [2] ...Когда есть монахи, которые [способны] наставлять [в Дхамме]: это – случай не-упадка».
-
[2] Будда целиком повторяет всё, что сказал выше Махакассапа.
«Учитель, ныне монахов трудно наставлять, они обладают качествами, из-за которых их трудно наставлять. Они нетерпеливы и без уважения принимают наставления. Учитель, ведь у того, в ком нет веры в отношении благих качеств, нет чувства стыда, нет боязни совершить проступок, нет усердия, нет мудрости – будь то день или ночь, [в нём] можно ожидать лишь упадка в отношении благих качеств, а не роста.
Подобно тому, как в течение периода убывающей луны[1], будь то день или ночь, луна пребывает в упадке своего цвета, округлости, сияния, как в диаметре, так и в окружности, точно также, Учитель, у того, в ком нет веры в отношении благих качеств, нет чувства стыда, нет боязни совершить проступок, нет усердия, нет мудрости – будь то день или ночь, можно ожидать лишь упадка в отношении благих качеств, а не роста.
-
[1] Имеется в виду средний двухнедельный срок между полнолуньем и новолуньем (и далее по тексту наоборот).
- Человек не имеет веры, Учитель: это – случай упадка.
- Человек не имеет чувства стыда: это – случай упадка.
- Человек не имеет боязни совершить проступок: это – случай упадка.
- Человек ленивый: это – случай упадка.
- Человек немудрый: это – случай упадка.
- Человек злобный: это – случай упадка.
- Человек мстительный: это – случай упадка.
- Когда нет монахов, которые [способны] наставлять [в Дхамме]: это – случай упадка.
Подобно тому, как в течение периода возрастающей луны, будь то день или ночь, луна пребывает в росте своего цвета, округлости, сияния, как в диаметре, так и в окружности, точно также, Учитель, у того, в ком есть вера в отношении благих качеств, есть чувство стыда, есть боязнь совершить проступок, есть усердие, есть мудрость – будь то день или ночь, [в нём] можно ожидать лишь роста в отношении благих качеств, а не упадка.
- Человек имеет веру, Учитель: это – случай не-упадка.
- Человек имеет чувство стыда: это – случай не-упадка.
- Человек имеет боязнь совершить проступок: это – случай не-упадка.
- Человек усердный: это – случай не-упадка.
- Человек мудрый: это – случай не-упадка.
- Человек незлобный: это – случай не-упадка.
- Человек немстительный: это – случай не-упадка.
- Когда есть монахи, которые [способны] наставлять [в Дхамме]: это – случай не-упадка».
«Хорошо, хорошо, Кассапа! Ныне монахов трудно наставлять… [2] ...Когда есть монахи, которые [способны] наставлять [в Дхамме]: это – случай не-упадка».
-
[2] Будда целиком повторяет всё, что сказал выше Махакассапа.