Саньютта-никая SN3.22
SN3.22 ""
ВСаваттхи. И тогда средь бела дня царь Пасенади Косальский отправился к Благословенному, поклонился ему и сел рядом. Благословенный сказал ему по мере того, как тот сидел рядом: «Откуда путь держишь, великий царь, средь бела дня?»
«Господин, моя бабушка умерла. Она была старой, отягощённой годами, много прожила, дни её подходили к концу, было ей сто двадцать лет от рождения. Господин, дорога и любима была мне моя бабушка. Если бы, Господин, посредством слона-сокровища я мог бы выкупить её у смерти, то я отдал бы даже слона-сокровище, только бы она не умирала[1]. Если бы посредством коня-сокровища… если бы посредством призовой деревни… если бы посредством страны я мог бы выкупить её у смерти, то я отдал бы даже страну, только бы она не умирала».
-
[1] Согласно Комментарию, когда мать царя умерла, его воспитывала бабушка, вот почему он был так сильно привязан к ней. Слон-сокровище (и далее, конь-сокровище и призовая деревня) оценивались в 100.000 кахапан.
«Все существа, великий царь, подвержены смерти, завершаются смертью и не могут избежать смерти».
«Удивительно, Господин! Поразительно, Господин! Как хорошо сказал об этом Благословенный: «Все существа, великий царь, подвержены смерти, завершаются смертью и не могут избежать смерти».
«Так оно, великий царь! Так оно, великий царь! Все существа, великий царь, подвержены смерти, завершаются смертью и не могут избежать смерти. Подобно тому, как все горшки гончара, обожжённые или необожжённые, подвержены распаду, завершаются распадом и не могут избежать своего распада, точно также все существа, великий царь, подвержены смерти, завершаются смертью и не могут избежать смерти». [И далее добавил]:
«Умрут все существа,
Ведь смертью завершится жизнь.
Дальнейший путь поступки их определят,
И будут пожинать они плоды заслуг и зла:
Кто делал зло – отправится тот в ад.
Кто совершал благое – попадёт в счастливый мир.
И посему ты делать должен лишь добро
Как накопление на будущую жизнь.
Заслуги – вот опора для существ
[Возникнут что] в мире ином».