Саньютта-никая SN48.43

SN48.43 ""

Перевод: Сергей Тюлин (SV) Источник

Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Сакете в роще Аньджаны в Оленьем Парке. И там он обратился к монахам:

«Монахи, есть ли метод объяснения [Дхаммы], с помощью которого пять качеств становятся пятью силами, а пять сил – пятью качествами?»

«Учитель, наши учения укоренены в Благословенном, направляемы Благословенным, находят пристанище в Благословенном. Было бы хорошо, если бы Благословенный [сам] прояснил значение этого утверждения. Услышав это из его уст, монахи запомнят это».

[Благословенный сказал]: «Монахи, есть метод объяснения, с помощью которого пять качеств становятся пятью силами, а пять сил – пятью качествами. И что это за метод объяснения?

То, что является качеством веры – является силой веры; то, что является силой веры – является качеством веры[1]. То, что является качеством усердия – является силой усердия; то, что является силой усердия – является качеством усердия. То, что является качеством осознанности – является силой осознанности; то, что является силой осознанности – является качеством осознанности. То, что является качеством сосредоточения – является силой сосредоточения; то, что является силой сосредоточения – является качеством сосредоточения. То, что является качеством мудрости – является силой мудрости; то, что является силой мудрости – является качеством мудрости.

  1. [1] Судя по этому утверждению, видимо, нет никакой существенной разницы между силами и качествами, то есть эти пять факторов представляют собой одно и то же, просто можно посмотреть на них под разными углами. Несмотря на то, что, казалось бы, более разумно рассматривать силы (бала) как более развитый этап качеств (индрия), всё же ни в Каноне, ни в Комментариях нет никаких подтверждений такой идее. Согласно Комментарию, эти качества являются качествами в активном смысле (так как они, будучи задействованными, способствуют продвижению в практике Пути). И эти же качества являются силами в пассивном смысле (их не могут поколебать такие негативные качества-антиподы как безверие, лень, забывчивость, отвлечение, невежество).

Представьте, монахи, как если бы река склонялась, направлялась и устремлялась к востоку, и посреди неё был бы остров. Есть метод объяснения, с помощью которого реку можно описать как единый поток, но есть метод объяснения, с помощью которого её можно описать как два потока.

И каков метод объяснения, с помощью которого эту реку можно описать как единый поток? Если брать в рассмотрение воду к востоку и к западу от острова – то это будет методом объяснения, с помощью которого эту реку можно описать как единый поток.

И каков метод объяснения, с помощью которого эту реку можно описать как два потока? Если брать в рассмотрение воду к северу и к югу от острова – то это будет методом объяснения, с помощью которого эту реку можно описать как два потока.

Точно также, монахи, то, что является качеством веры – является силой веры… то, что является силой мудрости – является качеством мудрости.

Монахи, именно благодаря тому, что монах развил и взрастил эти пять качеств, он, с уничтожением пятен [загрязнений ума], в этой самой жизни входит и пребывает в чистейшем освобождении ума, освобождении мудростью, познав это для себя самостоятельно посредством прямого знания».

ФОНД
КАНОНА
БУДДИЗМА
На русский с английского перевода Бхикку Бодхи, Сергей SV
Переключать переводы также можно при помощи нажатия клавиш 1, 2, 3 и т.д.
Все материалы на сайте, общедоступны и на них не распространяется авторское право. Их разрешено свободно воспроизводить в любой форме без разрешения авторов. Копировать, размещать на сайтах, в социальных сетях, цитировать, печатать. Это дар нашего фонда для всего человечества.