Саньютта-никая SN5.5
SN5.5 ""
ВСаваттхи. И тогда, утром, монахиня Уппалаванна[1] оделась, взяла чашу и одеяние и вошла в Саваттхи собирать подаяния. Походив по Саваттхи в поисках подаяний, вернувшись с хождения за подаяниями, после обеда она отправилась в Рощу Слепых, чтобы провести там остаток дня. Войдя в Рощу Слепых, она встала у подножия цветущего салового дерева.
-
[1] Монахиня Уппалаванна была объявлена Буддой самой выдающейся монахиней, обладающей сверхъестественными силами (иддхи).
И тогда Злой Мара, желая породить страх, трепетание и ужас в монахине Уппалаванне, желая нарушить её сосредоточение, подошёл к ней и обратился к ней следующей строфой:
«У древа салового, чья верхушка вся в цветах,
Стоишь ты у его подножия, монахиня, совсем одна.
Нет никого, кто состязаться в красоте с тобой бы смог:
О глупая, как не боишься негодяев ты?»
И тогда мысль пришла к монахине Уппалаванне: «Кто же произнёс эту строфу – человек или нечеловеческое существо?» И мысль пришла к ней: «Это Злой Мара произнёс эту строфу, желая породить страх, трепетание и ужас во мне, желая нарушить моё сосредоточение». И тогда монахиня Уппалаванна, осознав: «Это Злой Мара», ответила ему строфами:
«Хоть сотня тысяч негодяев пусть придёт
Точно таких же [подлых] как и ты,
Не колыхнётся даже волосок, и ужас не придёт ко мне,
И даже будучи совсем одна, тебя я, Мара, не боюсь.
Могу невидимой ведь сделать я себя,
Или могу войти я в твой живот.
Могу я встать между твоих бровей
И даже проблеск мой не сможешь ты поймать.
Ведь я владыка своего ума,
И сферы сил развила очень хорошо[2],
Свободна я от всяческих оков
И потому, друг, не боюсь тебя».
-
[2] Иддхипада, "основы сверхъестественной силы" – это поддерживающие условия для осуществления сверхъестественных сил (иддхи), описанных в предыдущей строфе. См. также СН 51.11.
И тогда Злой Мара, осознав: «Монахиня Уппалаванна знает меня», расстроенный и опечаленный, тут же исчез.