Саньютта-никая SN7.15
SN7.15 ""
ВСаваттхи. И тогда брахман по имени Манаттхаддха проживал в Саваттхи. Он не выражал уважения ни к своей матери, ни к отцу, ни к своему учителю, ни к своему старшему брату. И в то время Благословенный давал наставления по Дхамме в окружении большого собрания. И мысль пришла к брахману Манаттхаддхе: «Этот отшельник Готама даёт наставления по Дхамме в окружении большого собрания. Что если я отправлюсь к нему? Если отшельник Готама обратится ко мне, я обращусь к нему в свою очередь. Если он не обратится ко мне, то и я не обращусь к нему».
И тогда брахман Манаттхаддха отправился к Благословенному и молча встал рядом, но Благословенный не обратился к нему. Тогда брахман Манаттхаддха, думая: «Этот отшельник Готама ничего не знает»[1], собрался было уйти, но Благословенный, [напрямую] познав своим собственным умом рассуждение в уме брахмана, обратился к брахману Манаттхаддхе строфой:
-
[1] Комментарий поясняет это так, что брахман подумал: "Такой знатный брахман как я пришёл сюда, а он не выразил никаких знаков почтения. Очевидно, он ничего не знает".
«Лелеять самомнение – не есть благое дело
Тому, брахман, настроен кто на собственное благо.
Лелеять вместо этого ты должен свою цель
Ради который здесь как раз ты оказался».
И тогда брахман Манаттхаддха, думая: «Отшельник Готама знает мой ум», прямо на том самом месте пал к ногам Благословенного, расцеловал стопы и погладил их руками, объявляя своё имя: «Я брахман Манаттхаддха, Мастер Готама. Я брахман Манаттхаддха, Мастер Готама».
И то собрание удивилось и восхитилось, сказав: «Почтенные, как удивительно! Почтенные, как поразительно! Этот брахман Манаттхаддха не выражал уважения ни к своей матери, ни к отцу, ни к своему учителю, ни к своему старшему брату, и тем не менее, он выражает такое наивысшее уважение к отшельнику Готаме».
И тогда Благословенный обратился к брахману Манаттхаддхе: «Довольно, брахман, поднимайся. Возвращайся на своё сиденье, раз ты столь уверен во мне». И брахман Манаттхаддха вернулся на своё сиденье и обратился к Благословенному строфой:
«К кому не стоит самомнения проявлять?
И кто достоин выражения почтения?
К кому всегда быть нужно уважительным?
Кого же следует всецело почитать?»
[Благословенный]:
«Вначале – собственных отца и мать,
Затем – брата в семье, который [братьев] старше остальных,
Учитель – вот четвёртый кто:
Именно к ним не стоит самомнения проявлять.
Достойны выражения почтения они.
К ним следует быть уважительным всегда,
И благо это – их всецело почитать.
И скромный, самомнение поразив,
Должен почтение арахантам выражать,
Тем, в сердце кто в своём угас, исполнил долг,
Кто незапятнан и непревзойдён».
Когда так было сказано, брахман Манаттхаддха обратился к Благословенному: «Великолепно, Мастер Готама! Великолепно, Мастер Готама! Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть, точно также Мастер Готама различными способами прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в Мастере Готаме, прибежище в Дхамме и прибежище в Сангхе монахов. Пусть Мастер Готама помнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».