Саньютта-никая SN7.13
SN7.13 ""
ВСаваттхи. И в то время Благословенный был одолеваем [нарушением] ветров[1], а Достопочтенный Упавана был его прислужником. И тогда Благословенный обратился к Достопочтенному Упаване так: «Ну же, Упавана, раздобудь мне горячей воды».
-
[1] Комментарий поясняет, что речь идёт о периодическом обострении кишечно-желудочной болезни, которую Будда получил из-за шестилетней суровой аскезы ещё будучи непросветлённым бодхисаттой. Согласно аюрведической медицине, подобные болезни считались нарушением функционирования трёх ветров в теле.
«Да, Учитель» – ответил Достопочтенный Упавана. И тогда он оделся, взял чашу и одеяние и отправился к дому брахмана Девахиты, возле которого молча встал. Брахман Девахита увидел молчаливо стоящего Достопочтенного Упавану и обратился к нему строфой:
«В молчании почтенный господин стоит,
Обритый, и в покрытом швами одеянии.
Чего же хочешь, что же ищешь ты,
Пришёл сюда чего ты попросить?»
[Достопочтенный Упавана]:
«Архат, Счастливый в этом мире,
Мудрец, одолеваем [нарушением] ветров.
И если есть горячая вода, брахман,
Подай же ты её Провидцу.
Он почитаем теми, кто достоин почитаний,
Он восхваляем теми, кто достоин похвалы,
Он уважаем теми, кто достоин уважения:
И именно ему эту я воду отнесу».
И тогда брахман Девахита приказал слуге принести коромысло с горячей водой, а также преподнёс Достопочтенному Упаване сумку с мелассой. И затем Достопочтенный Упавана отправился к Благословенному. Он умыл Благословенного горячей водой, смешал мелассу с горячей водой и преподнёс ему. И затем болезнь Благословенного отступила.
Тогда брахман Девахита отправился к Благословенному и после обмена вежливыми приветствиями и любезностями, после того, как он сел рядом, он обратился к нему строфой:
«Кому же предложить уместный дар?
Где этот дар приносит плод великий?
Каким же образом у совершающего подаяние,
Дар этот вдруг приносит счастье?»
[Благословенный]:
«Кто знает прошлые свои рождения,
Кто видел небеса и ад,
И кто достиг рождений прекращения,
Тот напрямую видящий мудрец.
Ему уместный дар предложить стоит,
И здесь дар этот принесёт великий плод.
Именно так у совершающего подаяние
Дар этот счастье принесёт вот так!»
Когда так было сказано, брахман Девахита обратился к Благословенному: «Великолепно, Мастер Готама! Великолепно, Мастер Готама! Как если бы он поставил на место то, что было перевёрнуто, раскрыл бы спрятанное, показал путь тому, кто потерялся, внёс бы лампу во тьму, чтобы зрячий да мог увидеть, точно также Мастер Готама различными способами прояснил Дхамму. Я принимаю прибежище в Мастере Готаме, прибежище в Дхамме и прибежище в Сангхе монахов. Пусть Мастер Готама помнит меня как мирского последователя, принявшего прибежище с этого дня и на всю жизнь».